О состоянии промышленной безопасности в Российской Федерации

О состоянии промышленной безопасности в Российской Федерации
Котельников В.С.
Генеральный директор
ОАО "НТЦ"Промышленная безопасность"
д.т.н., профессор

В России совокупный годовой материальный ущерб от техногенных катастроф и аварий, включая затраты на их ликвидацию, составляет десятки миллиардов рублей.

Значительная доля этого ущерба связана с авариями на опасных производственных объектах, которые представляют серьезную потенциальную угрозу населению и окружающей среде в случае нарушения установленных норм и требований промышленной безопасности.

Показатель социального риска техногенного характера (частота аварий, приводящих к поражению определенного количества людей) в Российской Федерации в несколько раз выше, чем в развитых странах.

В 1997 году был принят Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ, который определил правовые, экономические и социальные основы безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (далее – ОПО).

В соответствии с Федеральным законом 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

При этом к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;

3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

По состоянию на начало 2011 года в государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрированы сведения по 295592 опасным производственным объектам, эксплуатируемым в составе 129180 организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор).

В 2010 году на поднадзорных Ростехнадзору ОПО произошло 187 аварий и 338 несчастных случаев со смертельным исходом. Динамика количества аварий и несчастных случаев со смертельным исходом на ОПО с 1995 года приведена на диаграмме. Данные свидетельствуют, что в целом имеется устойчивый тренд снижения аварийности и травматизма на ОПО.

Однако в различных отраслях промышленности уровни защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на ОПО значительно отличаются между собой.

Распределение количества аварий и несчастных случаев со смертельным исходом в 2010 году по отраслям промышленности (видам надзора) приведено в Табл. 1.

Из представленных в Табл. 1. данных видно, что наиболее опасными являются объекты горно-добывающей промышленности, в первую очередь угольные шахты.

Наиболее крупные аварии, имеющие социально-значимые последствия (резонанс) с большим количеством смертельно травмированных работников в последние годы произошли именно на ОПО угольной промышленности.

Так, в ООО «Распадская» ЗАО «Распадская угольная компания» 08.05.2010 года произошел взрыв метана. На момент аварии в шахте находилось 359 человек, из них 295 человек вышли на поверхность. На следующий день во время ведения спасательных работ произошел второй взрыв. В результате последовательно произошедших двух взрывов пострадало 229 человек их них 91 смертельно.

Отмеченные обстоятельства потребовали от Правительства Российской Федерации принятия срочных мер для исправления ситуации в угольной отрасли. В том числе усиление надзора и повышение ответственности владельцев угольных шахт.

Череда крупных аварий, произошедших в последние годы на угольных шахтах в России и в других странах, свидетельствует о повсеместном недостаточном уровне внимания к вопросам обеспечения безопасности шахтеров, как в технологическом, так и в организационном плане.

Анализ причин аварий и несчастных случаев на поднадзорных объектах свидетельствует, что подавляющая доля (до 80%) причин аварий и несчастных случаев на производстве носит организационный характер. Основными причинами аварийности и травматизма являются системные грубые нарушения требований безопасности, связанные с бесконтрольностью и низкой производственной дисциплиной персонала, безответственностью и халатностью руководителей предприятий различных уровней, а также неэффективностью систем производственного контроля. Система управления промышленной безопасностью практически оказывается замкнутой на руководителей старшего звена, либо отсутствует вообще. Происходящие нарушения не подвергаются всестороннему анализу со стороны собственников и руководителей предприятий, а мероприятия, направленные на их предотвращение, не разрабатываются.

Следует отметить, что проблемы в области промышленной безопасности носят системный характер.

Негативное воздействие на состояние промышленной безопасности в Российской Федерации оказывают следующие факторы:

- отсутствие достаточных инвестиций в промышленность и сложное финансовое положение многих промышленных предприятий, которое не позволяет им обновлять основные производственные фонды и вынуждает использовать устаревшее и зачастую опасное оборудование;

- неритмичная работа предприятий, обусловленная нестабильным обеспечением сырьем и энергоносителями (в последнее время также последствиями финансового кризиса);

- низкий уровень квалификации и переподготовки кадров по вопросам промышленной безопасности на предприятиях вследствие практической ликвидации отраслевых систем повышения квалификации;

- недостаточное соответствие отечественных требований в области промышленной безопасности мировым, что затрудняет интеграцию России в мировое сообщество и сдерживает привлечение иностранных инвестиций в промышленность.

Высокий уровень аварийности и травматизма на ОПО свидетельствует, что современная государственная политика в сфере промышленной безопасности не обеспечивает социально-приемлемые уровни защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а также не позволяет в полной мере оперативно использовать достижения научно-технического прогресса.

Принципы, основные направления, формы и методы современной государственной политики формировались совершенно в иных социально-экономических условиях, и их адекватность существующим реалиям постоянно снижается.

Следует особо отметить, что в настоящее время они нигде на официальном государственном уровне ни в виде «Основных направлений государственной политики в области промышленной безопасности», ни в виде «Концепции обеспечения промышленной безопасности в Российской Федерации» не определены, соответствующий документ отсутствует.

Существующие нормы и правила по обеспечению промышленной безопасности, в большинстве случаев не отражают существенное расширение внешних экономических связей России с зарубежными странами, масштабное поступление импортных технических устройств и строительство промышленных предприятий по западным технологиям.

С другой стороны, Федеральным законом «О промышленной безопасности» не предусмотрено, что промышленная безопасность – это в том числе и защищенность жизненно важных интересов государства от аварий на ОПО, и, тем самым, промышленная безопасность, как бы отодвигается на второй план в перечне угроз национальной безопасности России. Хотя масштабы последствий аварий на ОПО могут существенно повлиять на состояние безопасности, как отдельных регионов, так и Российской Федерации в целом.

В настоящее время государственная политика в сфере промышленной безопасности носит несколько однобокий характер. Практически все усилия сосредоточены на снижении вероятности возникновения аварий на ОПО и локализации их последствий.

Целенаправленная система мер, направленных на снижение возможных масштабов негативных последствий аварий на ОПО, в первую очередь путем внедрения новых инновационных технологий, практически отсутствует.

Государство требует от бизнес сообщества увеличения эффективности систем защиты, вводятся различные ограничения к качеству и надежности технических устройств, растет число различных экспертиз, ужесточаются контрольные и надзорные функции, что в ряде случаев необоснованно ограничивает свободу предпринимательства, тормозит внедрение достижений научно-технического прогресса.

Данные меры снижают вероятность возникновения аварий на ОПО, но масштаб ущерба от аварий на ОПО при этом не только не снижается, но даже увеличивается (с учетом приближение селитебной зоны к ОПО и увеличения плотности населения в зоне действия поражающих факторов при авариях).

С точки зрения решения задачи гарантированного исключения крупных аварий весьма актуально проведение на государственном уровне целенаправленной работы по снижению максимального уровня возможных негативных последствий в результате аварий на ОПО, в том числе путем внедрения новых более безопасных технологий, то есть за счет инновационного развития промышленности.

Отмеченные обстоятельства, свидетельствуют о необходимости совершенствования государственной политики в сфере промышленной безопасности, разработки новых принципов, приоритетов, направлений форм и методов государственного регулирования промышленной безопасности, которым необходимо придать легитимность и обязательность в соответствующих нормативных правовых актах.

Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения промышленной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, действующем российском законодательстве, а также на принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы.

Государственная политика по промышленной безопасности неотделима от макроэкономического контекста промышленной политики и социально-экономического развития страны. Более того, она является составной частью указанных направлений государственной управленческой деятельности.

Обеспечение промышленной безопасности является одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства.

Реализация государственной политики по промышленной безопасности проводится в первую очередь через разработку и принятие необходимых федеральных нормативных правовых актов, и создание эффективного инструментария обеспечения неукоснительного выполнения их требований всеми субъектами хозяйственной деятельности.

Для того, чтобы быть результативными, нормативные правовые акты должны:

во-первых, отвечать поставленным управленческим задачам, в свою очередь отражающим проблемы, требующие решения;

во-вторых, учитывать интересы и возможности промышленных предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности.

Следует иметь в виду, что организационными и управленческими мерами можно только сдержать рост риска аварий, обусловленных увеличением степени изношенности основных фондов, но полностью парировать нельзя. Необходимо проводить целенаправленную политику по замене, модернизации оборудования, выработавшего свой ресурс.

Государственная политика в области промышленной безопасности реализуется путем постоянной, активной деятельности всех ветвей государственной власти в рамках единой государственной системы обеспечения промышленной безопасности, которая выполняет задачу организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения промышленной безопасности.

Единую государственную систему обеспечения промышленной безопасности образуют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, его территориальные органы, другие федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право осуществлять определенные функции в области промышленной безопасности, а также организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности.

В деятельности по обеспечению промышленной безопасности принимают участие:

Президент Российской Федерации, утверждающий основные направления государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности;

Совет Безопасности Российской Федерации, определяющий основные направления государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контролирующий их выполнение;

Федеральное собрание Российской Федерации, осуществляющее законодательное регулирование деятельности в области обеспечения промышленной безопасности;

Правительство Российской Федерации, осуществляющее:

- проведение государственной политики в области обеспечения промышленной безопасности;

- определение основных направлений деятельности по оптимизации задач, системы, структуры и взаимодействия государственных органов и организаций, обеспечивающих промышленную безопасность-

- общее руководство и контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения промышленной безопасности;

- формирование и обеспечение реализации федеральных целевых и иных программ в области обеспечения промышленной безопасности;

- обеспечение деятельности в указанной области финансовыми и материально-техническими ресурсами;

- координацию международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения промышленной безопасности;

- выполнение иных полномочий, возложенных на него Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», иными федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

К организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности, в первую очередь можно отнести экспертные организации, осуществляющие экспертизу промышленной безопасности, а также учебные центры, осуществляющие обучение работников предприятий, эксплуатирующих ОПО. Перспективным направлением повышения качества услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности, а также повышения ответственности за предоставление некачественных услуг является их представление на основе саморегулирования.

Принятие Федерального закона «О саморегулируемых организациях», а также успешный опыт внедрения саморегулирования в ряде областей предпринимательской и профессиональной деятельности инициировало создание института саморегулирования в сфере промышленной безопасности. Особую роль сыграла позиция Правительства Российской Федерации, озвученная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где сказано, что принципом, которым государство будет руководствоваться в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности, является создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества.

В настоящее время в государственном реестре числится уже
25 саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности, в состав которых входит более 1100 субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих различные виды деятельности в области промышленной безопасности. Среди них почти 800 экспертных организаций.

В целях законодательного закрепления оказания услуг организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности, на основе саморегулирования представляется целесообразным внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В качестве нового главного приоритета государственной политики в области промышленной безопасности на современном этапе социально-экономического развития РФ можно принять обеспечение необходимой мотивации для разработки и внедрения в практическую деятельность хозяйствующих субъектов безопасных технологий, то есть обеспечение мотивации инновационного пути развития.

Среди целей государственной политики на современном этапе можно выделить:

- преодоление негативных тенденций и стабилизация положения дел в области промышленной безопасности;

- создание реальных предпосылок для снижения количества и тяжести последствий (снижения совокупного ущерба от) аварий и катастроф в техногенной сфере до социально приемлемого уровня;

- создание нормативно-правовой и технологической базы, способствующей равноправной интеграции России в мировое экономическое сообщество.

stat1.jpg

Таблица 1
Распределение количества аварий и несчастных случаев со смертельным исходом в 2010 году на опасных производственных объектах по отраслям промышленности

№ п/п

Отрасль промышленности

Количество аварий

Количество несчастных случаев со смертельным исходом

1.

Объекты угольной промышленности

22

135

2.

Объекты горнорудной промышленности

8

70

3.

Объекты, на которых используются подъемные сооружения

32

62

4.

Объекты газораспределения и газопотребления

51

4

5.

Объекты нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности

16

6

6.

Объекты нефтегазодобычи

15

15

7.

Объекты химической промышленности

12

7

8.

Объекты металлургической промышленности

6

16

9.

Объекты магистрального трубопроводного транспорта

13

3

10.

Объекты проведения взрывных работ

1

4

11.

Объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением

8

7

12.

Взрывоопасные объекты хранения и переработки растительного сырья

3

7

13.

Объекты, связанные с транспортированием опасных веществ

0

2





возврат к списку



Личный кабинет

Логин:
Пароль:
Регистрация
Уральский экспертный центр
2011 - 2017 г. © ООО «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ-СЭК» Все права защищены.
Создание сайта Estetic site

У вас недостаточно прав для просмотра подробной информации.

Пожалуйста зарегестрируйтесь или смените тариф в личном кабинете