Особенности сертификации импортной техники

О.А. Бардышев,

д.т.н., проф., генеральный директор

ЗАО «СТЭК» (г. Санкт-Петербург)

А.О. Бардышев,

эксперт по сертификации

ЗАО «СТЭК», (г. Санкт-Петербург)

Одной из проблем импорта техники в Россию является поставка техники, не отвечающей требованиям промышленной или экологической безопасности.

В настоящее время существуют два барьера недопущения такой техники на территорию России – сертификация техники в системе Ростехрегулирования и разрешительная система Ростехнадзора.

Необходимость в защитных мероприятиях возникает из-за того, что существующие основные системы требований к технике – европейские EN, американские ASME и российские ГОСТ Р и Правила Ростехнадзора во многом не совпадают, что вызывает необходимость проверки импортируемой техники на ее соответствие требованиям России, в том числе по промышленной безопасности, экологии и др.

Например, европейские нормы предусматривают нижний температурный предел использования техники -20° С, российские -40° С, что является весьма важным для эксплуатации техники в зимнее время в России, где температуры существенно ниже европейских. Имеются расхождения в нормируемых коэффициентах запаса прочности конструкций и устойчивости грузоподъемных кранов, в требованиях к объему неразрушающего контроля сварных соединений ответственных металлоконструкций и трубопроводов и др.

Американские стандарты предусматривают использование своей системы мер, отличающейся от метрической, что часто вызывает неудобства при эксплуатации такой техники, особенно при ее ремонте.

В связи с этим сертификация техники должна обеспечить решение трех основных вопросов:

§ оценка соответствия поставляемой техники стандартам России и Правилам Ростехнадзора;

§ обеспечение безопасности работы импортируемой техники в условиях России;

§ обеспечение качества изготовления техники, поставляемой в Россию.

Первая задача решается при сравнении технической документации на машину и самой машины с требованиями ГОСТов, указанных в номенклатуре Ростехрегулирования. При этом в сертификате указывается, каким ГОСТам или пунктам ГОСТов соответствует данное изделие, а также нормам соответствующих Правил Ростехнадзора. При этом возникает ряд трудностей.

Закон «О техническом регулировании» ввел рекомендательный статус стандартов СССР, СЭВ и России. Это, по мнению многих специалистов, является большой ошибкой, поскольку ликвидирована официальная преграда поступления некачественной техники по импорту, да и изготовления такой техники в самой России. Предусмотренные законом технические регламенты до сих пор не разработаны и не прошли через Думу.

Ряд регламентов сделан по образцу нормативов EN, но при этом не учитывается, что большинство европейских стран имеет национальные стандарты, которые конкретизируют требования EN к качеству изделий. Основная мысль наших технических регламентов – обеспечение безопасности использования техники. В то же время в регламентах, по нашему мнению, должны быть указаны нормативы качества изделий, которые не всегда связаны конкретно с безопасностью на данном этапе, но могут привести к отказам техники или авариям в дальнейшем.

Существующая система сертификации техники и изделий основана на том, что органы по сертификации подходят достаточно квалифицировано к «оценке соответствия» изделия, определяя его соответствие существующим стандартам. Вместе с тем, на целый ряд оборудования стандарты отсутствуют, например, на газовые турбины, нефтяные насосы некоторых видов, грузопассажирские подъемники и др. Кроме того, техника развивается быстрыми темпами, и новые технические устройства часто не подходят ни под одни стандарты. Отдельные стандарты не дают требования к изделиям, а определяют, например, параметрический ряд.

Вторая задача решается преимущественно на этапе сертификационных испытаний. При этом, чем более компетентны эксперты и специалисты испытательных лабораторий, тем меньше возможности допуска изделий, не отвечающих требованиям безопасности. При проведении сертификационных испытаний техники, изготавливаемой по техническим заданиям российских фирм, выявляется часто, что не все вопросы безопасности были отражены в техническом задании и, соответственно, реализованы изготовителем.

Расхождения в нормативах вызывают дополнительные работы при подготовке техники к использованию. Например, французские фильтры для аммиакопровода Тольятти – Темрюк пришлось дорабатывать в связи с тем, что не были оговорены специальные требования правил Ростехнадзора к термообработке сварных швов, которые не предусмотрены в нормативах Франции.

У башенных кранов, выпускаемых в Китае, обычно бывают проблемы с металлом, приборами безопасности, удобством доступа в кабину крана, лестницами и ограждениями в связи с различиями в требованиях нормативов России и Китая. Неоднократно писалось о поставках из Китая и других стран тихоокеанского региона изделий, не соответствующих санитарным нормам и экологическим требованиям. Некоторые башенные краны итальянских фирм рассчитаны преимущественно на радиоуправление. Кабина поставляется на них по специальному заказу, но попадание крановщика в кабину из-за прохождения грузового каната непосредственно над ОПУ делает небезопасным этот процесс.

При сертификации мостовых кранов часто выявляется отсутствие требуемых ограждений и блокировок.

Необходимость решения третьей задачи объясняется тем, что рекламируемое высокое качество импортных изделий не всегда соблюдается.

Европейские и американские фирмы в связи с высокими затратами на оплату труда в своих странах стараются выводить трудоемкие и металлоемкие производства в страны Восточной Европы, Турцию, Китай и в страны третьего мира. Полноценный контроль за производством в этих странах наладить сложно, поэтому раскрученный брэнд фирмы не всегда является гарантией качества.

Например, при поставке известной немецкой фирмой Кранбау Эберсвальде двух монтажных портальных кранов на завод «Адмиралтейские верфи» крупногабаритные элементы, которые изготавливались в Польше, оказались с существенным браком, что потребовало больших усилий для устранения при монтаже.

Аналогичное явление было при поставке известной французской фирмой грузоподъемного оборудования для алюминиевого завода в г. Шелехове, где основные металлоконструкции изготавливались на заводе в Китае.

В ряде случаев при сертификации приходится предъявлять дополнительные требования к изделиям, чтобы они соответствовали требованиям нормативных документов России. Такие требования обычно оформляются в виде двухсторонних протоколов, за реализацией которых необходимо следить сертифицирующему органу.

Вместе с тем эти требования не всегда реализуются изготовителями. Так, при поставке одной из итальянских фирм литейных кранов на Старо-Оскольский металлургический комбинат не были предусмотрены кабины для обслуживания троллеев, и не выполнен ряд других требований, согласованных в предварительном протоколе руководства фирмы и сертифицирующей организации. Поэтому участие представителей сертифицирующего органа при приемке мостового или другого сложного крана даже в тех случаях, когда это не требуется по нормативам схем сертификации, мы считаем необходимым.

Важным элементом контроля обеспечения качества является проверка производства.

Эта проверка включает оценку уровня фирмы и состояния технологии изготовления машины, особенно подготовки металла и технологии сварки, оценку применяемых методов неразрушающего контроля и оборудования, качество сварки, качество закупаемых комплектующих изделий, подготовку к окраске и окраску, методы и оборудование для испытаний машины. Следует отметить, что наличие сертификата ИСО 9001:2000 еще не гарантирует качества машины.

Существует особенность сертификации единичных изделий или партии, если это не серийно выпускаемое изделие, а разработанное по техническому заданию заказчика. В последнем случае эксперт должен убедиться в том, что изделие соответствует российским требованиям, а предприятие может качественно выполнить заказ. В этом случае предприятия-заказчики часто приглашают экспертов сертификационных органов на приемку изделий, а в некоторых случаях – и на рассмотрение проектов. Опыт показывает, что такая практика сберегает средства и заказчика и изготовителя.

Беда современной системы сертификации в том, что не все сертификационные органы относятся достаточно ответственно к оценке техники с точки зрения ее качества и требований промышленной безопасности. В отдельных сертификатах можно встретить разрешение на серийное изготовление гаммы машин, существенно отличающихся по конструкции и принципу работы, т.е. изготовителю дается право три года выпускать продукцию по его усмотрению. Предусмотренные положением функции периодического контроля за производством сертификационные органы выполняют не всегда из-за загруженности экспертов и сложности с заграничными командировками. Поэтому при сертификации серийного выпуска изделий эксперты стараются получить наиболее полную информацию о качестве изделий и возможностях технологии, применяемой на предприятии.

Наилучший контроль за безопасностью и качеством техники получается тогда, когда сертификацию и проведение экспертизы промышленной безопасности для получения разрешения на применение выполняет одна и та же организация. В этом случае вся ответственность за допуск в эксплуатацию техники, не отвечающей требованиям, ложится на нее, и это заставляет специалистов этой организации относиться к своей работе с большей ответственностью и требовательностью к предприятию-изготовителю.

Опыт ЗАО «Санкт-Петербургская техническая экспертная компания» (СТЭК), которое имеет в своем составе сертификационный орган и проводит экспертизу промышленной безопасности, показывает, что применение такой системы позволяет не допускать в страну технику, не отвечающую требованиям нормативов России. Так, при сертификации портальных контейнерных перегружателей и башенных кранов в Китае, мостовых кранов в Германии, Италии, Польше и Чехии, канатных дорог в Словакии согласовывались изменения в конструкции, в результате которых изделия соответствовали требованиям и стандартов и Правил Ростехнадзора. Поэтому получение разрешений на эти изделия не вызывало вопросов, и ввод техники в эксплуатацию проходил своевременно.

Аналогичная процедура проводилась и в отношении отечественных производителей, где при экспертизе проектов удавалось откорректировать не очень удачные или не отвечающие требованиям Правил решения, а при проведении сертификационных испытаний не допускать в эксплуатацию сырую машину или изготовленную с нарушением требований к качеству.



возврат к списку



Личный кабинет

Логин:
Пароль:
Регистрация
Уральский экспертный центр
2011 - 2017 г. © ООО «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ-СЭК» Все права защищены.
Создание сайта Estetic site

У вас недостаточно прав для просмотра подробной информации.

Пожалуйста зарегестрируйтесь или смените тариф в личном кабинете