Создание многофункциональных высокоэффективных и безопасных в эксплуатации пассажирских канатных дорог

А.А. Короткий,

д.т. н., проф.,

Южно-российский государственный

технический университет (г. Новочеркасск)

В.С. Котельников,

д.т.н., проф., генеральный директор

ОАО НТЦ «Промышленная безопасность» (г. Москва)

А.Е. Козловский,

завод канатных дорог «СКАДО» (г. Самара),

А.В. Кинжибалов,

Ростехнадзор,( г. Ставрополь)

Канатные дороги представляют собой сложную многокомпонентную транспортную систему, безопасность которой является определяющим параметром при ее создании и эксплуатации.

Количество пассажирских канатных дорог в России, занесенных в государственный реестр опасных производственных объектов на 2006 год составлял 200 единиц, в том числе бугельных. 80 % построенных пассажирских канатных дорог в России составляю дороги фирмы «СКАДО» г. Самара, входящего в группу компаний «Доппельмайер» Австрия.

Ежегодная потребность в канатных дорогах в Российской Федерации составляет 50-100 единиц.

Актуальность и социальная значимость вопроса строительства канатных дорог в России особенно возросло в настоящее время, когда Сочи стал городом проведения зимних Олимпийских игр 2014 года, где планируется ввести в эксплуатацию более 100 современных дорог.

Мировой опыт свидетельствует, что экономическое развитие горноклиматических территорий напрямую связано со строительством и эксплуатацией многофункциональных высокоэффективных пассажирских канатных дорог. Строительство канатных дорог дает толчок экономическому развитию горноклиматических территорий и, как цепная реакция, влечет за собой развитие остальных отраслей экономики - начинается бурное развитие гражданского и дорожного строительства, транспорта, легкой и пищевой промышленности, соответственно, появляются новые рабочие места, увеличивается поступление налогов в бюджет и, конечно же, решаются многие социальные проблемы.

На основании анализа достижений мировой практики строительства канатных дорог и отечественного опыта в области механики технических систем повышенного риска, методологии оценки риска авторы разработали научно-техническую концепцию и реализовали комплекс организационно-технических мероприятий по организации современного производства многофункциональных высокоэффективных и безопасных в эксплуатации пассажирских канатных дорог в России на заводе «СКАДО» в г. Самара.

На базе научных исследований удалось разработать нормативно-технические и правовые документы, которые нашли отражение в Федеральном законе № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Правилах безопасности, способствовавшие строительству канатных дорог в России. Имеющиеся в настоящее время правовая и нормативно-техническая базы позволяют проектным, конструкторским, строительным организациям и промышленным предприятиям России изготавливать канатные дороги, а также проводить строительные работы, в том числе в труднодоступных горных условиях с повышенной сейсмичностью и ветровой нагрузкой, осуществлять их эксплуатацию с заданными параметрами безопасности. Вышеназванные документы позволили также осуществлять использование зарубежных канатных дорог, в том числе ранее находившихся в эксплуатации, производить их восстановление и модернизацию, не снижая требуемый уровень безопасности.

В совокупности, выполненные научно-исследовательские работы позволили внести значительный вклад в развитие науки и техники, а именно:

Получила дальнейшее развитие теория рисков и катастроф применительно к канатным дорогам, что позволило создавать и эксплуатировать эти сложные технические системы по регламентам, обеспечивая (прогнозируя) риски перевозок на уровне авиапассажирских

Создана теория строительной механики стального каната, учитывающая фактические значения параметров материала и пространственную геометрию отдельных прядей и проволок, позволяющая конструировать для канатных дорог несущие и несуще-тяговые канаты повышенной агрегатной прочности, безопасно эксплуатировать их по критериям браковки.

Создана трехмерная математическая модель ферромагнитных витых элементов в подвижном магнитном поле, позволяющая прогнозировать зарождение и развитие дефектов в стальном канате канатных дорог, что реализовано в выпускаемых дефектоскопах.

Разработаны новые типы канатных дорог мобильные и с дискретными приводами по длине трассы, обладающие мобильностью и простотой конструкций, с сохранением комфортности перевозки пассажиров и минимальным воздействием на окружающую среду горно-рекреационных и горно-туристических комплексов.

Создано новое мультидисциплинарное научное направление сохранения естественной природой среды в горно-рекреационных и горно-туристических комплексах, концепция которого основана на использовании канатных дорог в сафари-парк-технологиях, позволяющих получать суммарно социальный, природоохранный, рекреационный и экономический эффект.

В совокупности, используемые в работе научно-технические решения, позволили:

§ расширить сферы использования канатных дорог для спорта, экологического туризма и в виде городского транспорта;

§ создавать и эксплуатировать канатные дороги по регламентам, обеспечивая требуемый уровень безопасности, соответствующий мировым стандартам;

§ сократить сроки строительства канатных дорог до одного года в труднодоступных горных условиях;

§ оснащать дороги стальными канатами повышенной агрегатной прочности, оценивая их качество в процессе эксплуатации на основе разработанных критериев браковки с использованием магнитных дефектоскопов;

§ создать систему подготовки и аттестации специалистов для канатных дорог, обеспечивающих квалифицированную и безопасную эксплуатацию, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;

§ использовать сафари-парк-технологии с применением канатных дорог, получая суммарный эффект: социальный, природоохранный, рекреационный и экономический.

После внедрения результатов работы канатные дороги стали обладать рядом преимуществ: безопасность перевозок на уровне авиапассажирских; комфорт для пассажира на уровне автобуса; сокращение сроков строительства до одного года за счет использования вертолетов, при этом ресурсоемкость, потребность в материалах и конструкциях, объем земляных работ, расход металла минимальные; при строительстве не требуется насыпей, тоннелей, эстакад, путепроводов и виадуков, нарушающих ландшафт и оказывающих воздействие на окружающую среду. Сафари-парк-технологии позволяют совместить спорт и экологический туризм, использовать естественный ландшафт местности, содержать животных в максимально естественных условиях, обеспечить большую пропускную способность, удовлетворяя рекреативные потребности посетителей, растительного мира и животных.

За последние пятнадцать лет с участием авторов данной работы построено и введено в эксплуатацию по России и странам СНГ 149 пассажирских канатных дорог различных конструкций (бугельных - 93, кресельных - 48, гондольных - 8), в том числе в 2006 году – 38 дорог. В 2004 г. начал работать культурно-познавательный и развлекательный комплексе ООО «Сафари-Парк» в г. Геленджике.

Авторами обоснована целесообразность использования канатных дорог в качестве транспортной инфраструктуры городов для перевозки людей к местам их работы и проживания, расположенных в гористой и пересеченной местности, как транспортной связи санаториев и домов отдыха, находящихся на значительном удалении от прибрежной полосы, между отдельными районами городов, разделенными водными препятствиями, при транспортировке посетителей крупных выставок и развлекательных парков. Кроме того, канатные дороги можно использовать, когда экономически не выгодно сооружение мостов и тоннелей.

На Черноморском побережье, в частности на побережье Большого Сочи города и села расположены, как правило, на узкой пересеченной и перенаселенной прибрежной полосе. Авторским коллективом предложен ряд проектов, позволяющих улучшить транспортную инфраструктуру, путем внедрения в нее канатных дорог.

Представленная работа аналогов в России не имеет. Достоинством предложенной методологии является ее гармонизация с зарубежными аналогами, что отражено в российских правовых и нормативно-технических документах. Результатом выполненной работы является либерализация технического регулирования в Российской Федерации.

Технологии «сафари-парк» с использованием канатных дорог для удовлетворения рекреативные потребностей посетителей не имеют аналогов в мире.

Настоящая работа выполнена в рамках научного направления Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института) «Оценка, прогноз и повышение производственной и экологической безопасности жизнедеятельности».  



возврат к списку



Личный кабинет

Логин:
Пароль:
Регистрация
Уральский экспертный центр
2011 - 2017 г. © ООО «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ-СЭК» Все права защищены.
Создание сайта Estetic site

У вас недостаточно прав для просмотра подробной информации.

Пожалуйста зарегестрируйтесь или смените тариф в личном кабинете