Показатели качества подготовки специалистов

Стоцкая Л.В.,

к.т.н., доц., директор ЗАО «Уральский

экспертный центр» (Екатеринбург)

В.С. Котельников,

д.т.н., проф., генеральный директор

ОАО НТЦ «Промышленная безопасность» (г. Москва)

Основополагающими принципами системы качества являются принципы системного подхода и непрерывного улучшения качества.

Требования системного подхода и постоянного улучшения качества, изложенные в ГОСТ Р ИСО 9000-9001-2001 и заложенные в структуру и характер деятельности любой организации, являются определяющим средством достижения ее конкурентоспособности и приоритетности.

Начиная с 50-х годов идея постоянного улучшения качества продукции активно разрабатывалась во многих странах. Ведущие специалисты в этой области такие, как Тагути, Исикава, Фейгенбаум, Деминг и др. разработали оригинальные модели качества с учетом конкретных ситуаций для любых сфер деятельности, которые успешно внедряются и совершенствуются.

Общие требования к системам качества установлены в государственных стандартах не зависимо от категории продукции и для любых сфер деятельности общества.

Системный подход к качеству подготовки специалистов подразумевает последовательное проведение мероприятий, согласно принятой политики улучшения подготовки, с целью получения результата подготовки, удовлетворяющего Потребителя. (используется терминология ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»).

Качество подготовки специалистов (экспертов) зависит от качества организации процесса подготовки, качества обучения, методического и информационного обеспечения, состава слушателей и наличия и качества средств подготовки.

Для оценки качества обучения требуется оценить: организацию учебного процесса; наличие перспективной политики обучения; соответствие методов обучения современным требованиям подготовки специалистов; наличие предпосылок (условий) для совершенствования преподавания; наличие объективной оценки обучения; состояние социально-психологического климата в коллективе; условия труда (режим работы; наличие, состояние и оснащенность рабочих мест, учебных классов, лабораторий; культуры интерьера; соблюдение эргономических требований; условия стимулирования обучения); наличие обеспеченности и качества научно-методической и информационной литературы; степень использования современных средств обучения; образование, квалификацию, профессиональную подготовку и эрудицию педагогического и методического коллектива; культуру речи, доступность изложения, умение владеть аудиторией преподавателя; отношение их к труду.

Качество методического и информационного обеспечения зависит в свою очередь от организации методической работы и информационно-справочного обеспечения; кадрового состава методистов (укомплектованности, образования, квалификации и опыта работы); наличия библиотеки, абонементного обслуживания, возможности заказа литературы и периодических изданий; использования современных информационных технологий; наличие и владения современных методик обучения; наличие типовых и рабочих программ обучения; соответствия требованиям законодательно-правовых, нормативно- технических документов; полнота изложения материалов; правильности оформления (удобство формата, шрифта, объема; наличия опечаток; соответствия типографским требованиям и др.); доступности изложения; научно-технического уровня; наличия и качества графических, табличных, иллюстративных материалов; актуализации документации и методической литературы; наличия электронных версий документов.

Состав слушателей курсов подготовки определяет выбор методов и средств подготовки. Качественные показатели специалистов зависят от: уровня образования; квалификации по профилю подготовки; профессиональной ориентации; должности и опыта работы в области подготовки; возраста и активности восприятия информации; наличия смежных специальностей; отношения к повышению уровня образования, квалификации, профессионального мастерства; культура самосовершенствования; умения пользования компьютерными программами, интернет и т.п.; уровня знаний и умения пользования приборами, средствами измерений и т.п.; умения объективно оценивать свои потенциальные возможности; умения ориентироваться в информационном пространстве; личных качеств (доброжелательности, коммуникабельности, здоровья); умения приложить полученные знания в практической деятельности.

Уровень усвояемости материала, возможностей применения полученных знаний на практике зависит от наличия качества средств подготовки, а именно: от материально-технического снабжения; номенклатуры; соответствия требованиям подготовки; от качества изготовления (фирм, предприятий); условий хранения; метрологического обеспечения; оснащенности средствами подготовки; наличия и квалификации обсуживающего персонала.

Реализация программы качества подготовки осуществляется на каждом этапе процесса подготовки от подачи заявки Заказчиком до выдачи удостоверений и протоколов об окончании подготовки специалиста.

Качество подготовки можно оценивать через показатели качества в бальной системе. Итоговая оценка качество подготовки равна сумме оценок, составляющих показателей качества. При этом, если основных показателей качества 6, то максимальная оценка качества подготовки – 6 баллов.

Оценка качества подготовки специалистов (экспертов) складывается из оценок качества показателей:

П = ПМ + ПК + ПО + ПОР + ПТО + ПУТ Пmax

где

ПМ – показатель качества методического и информационного обеспечения;

ПК – показатель качества контингента подготовки;

ПО – показатель качества обучения;

ПОР – показатель качества организации процесса;

ПТО – показатель качества технического оснащения;

ПУТ – показатель качества условий труда;

Пmax − максимальная оценка качества подготовки.

Каждый показатель качества при этом оценивается от 0 до 1 по схеме наличия оценочного параметра (Рисунок 1).

Чем больше (подробнее) будут представлено оценочных параметров показателей качества подготовки, тем достовернее будет оценка соответствия качества подготовки требованиям подготовки эксперта.

Целью постоянного улучшения качества подготовки специалистов является расширение возможностей повышения удовлетворенности Потребителя и других заинтересованных сторон.

В каждой организации существует свой индивидуальный подход к решению проблем улучшения качества подготовки специалистов. Но можно воспользоваться и опытом разработки подобных моделей качества менеджмента, бизнеса и т.п.

Концепция «постоянного улучшения качества» в адаптации к процессу подготовки специалистов представлена на рисунке 2.

Прототипом построения Модели совершенствования качества подготовки специалистов послужила модель постоянного улучшения качества Школы бизнеса Портсмутского университета. Модель основывается на ряде положений, определяющих ее функционирование, а именно:

§ Превалирующая роль руководства и его активное участие в формировании политики и организации системы качества в организации по подготовке специалистов;

§ Нацеленность на Потребителей всех уровней;

§ Организация системного подхода к качеству подготовки специалистов;

§ Формирование процессного подхода к качеству подготовки;

§ Вовлечение персонала к участию в постоянном улучшении качества подготовки;

§ Аудит качества подготовки (инжиниринг качества);

§ Установление культуры улучшения качества;

§ Критический подход к системе качества;

§ Анализ результатов внедрения системы качества;

§ Извлечение наилучших решений;

§ Обеспечение необходимых ресурсов.

Модель охватывает все стороны процесса подготовки и предлагает простой, но целостный подход для построения и сохранения системы улучшения качества подготовки. Модель может адаптироваться под конкретную структуру организации, ее возможности и диапазон действий. Модель отвечает требованиям процессного подхода, обладая возможностями поиска и определения ресурсов повышения качества, разработки и внедрения новых методов и форм обучения. 

2012-08-21_16-40-35.jpg


2012-08-21_16-41-24.jpg


2012-08-21_16-41-38.jpg



возврат к списку



Личный кабинет

Логин:
Пароль:
Регистрация
Уральский экспертный центр
2011 - 2017 г. © ООО «ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ-СЭК» Все права защищены.
Создание сайта Estetic site

У вас недостаточно прав для просмотра подробной информации.

Пожалуйста зарегестрируйтесь или смените тариф в личном кабинете